Всенощная накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии.
В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.
На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере, и все песнопения службы посвящены ей.
Вот о чем говорит Тропарь Великого четверга:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю).Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его.
Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и ‘последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.
Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.
С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя — с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем уготовляют: Господи долготерпеливо! велея Твоя милость, слава Тебе!»
Евангельское чтение этого дня — особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.
«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».